Книги
Статьи
Диссертация
§ 1. Социальные и теоретико-методологические предпосылки.

  Социальные предпосылки:

  Для лучшего понимания социальных предпосылок разработки концепции маркетингового консультирования целесообразно рассмотреть модель жизненного цикла успешной коммерческой организации в постсоветский период. Разделим условно жизненный цикл организации на 4 этапа:

Создание организации.

Становление.

Достижение организацией относительно стабильного положения на рынке.

Дальнейшее развитие организации.

  Организация создается небольшой группой единомышленников (друзей или родственников). В основе, как правило, лежит рыночная идея, реализацию которой группа рассматривает, как цель. Заметим, что ни управленческие отношения, внутренние управленческие взаимодействия, ни взаимодействие с рынком на данном этапе не осознаются группой как проблемные области. Априори группа принимает (и не подвергает сомнению их работоспособность) собственные модели внутренних и внешних взаимодействий, имеет в каком-то виде (чаще интуитивном) цели, стратегии и технологии.

  Этап становления характеризуется актуализацией проблем взаимодействия с рынком. Реалии рынка вносят серьезные коррективы в первоначальные представления организации о стратегиях и технологиях рыночной деятельности. Возникает проблема адаптации к окружающей среде. Заметим, что управленческие проблемы в области планирования, организации внутренних взаимодействий, мотивации и контроля, не актуализируются в сознании руководства организации, т.к. на данном этапе организация все еще остается малой однородной группой, сплоченной общей целью, и проблемы управления, в отличие от проблем взаимодействия с рынком, не несут непосредственной угрозы существованию организации.

  Этап достижения организацией относительно стабильного положения на рынке характеризуется значительным ростом организации, образованием внутри нее множества формальных и неформальных групп, дифференциацией целей и мотивов, установлением специфических межличностных и межгрупповых отношений. Как правило, на этом этапе руководством осознается недостаточность первоначально принятых (даже с учетом динамической коррекции) целей, стратегий, технологии. Актуализируется проблема философии организации. Поскольку организация, достигшая этого периода, обладает работоспособной моделью динамического взаимодействия с рынком, актуализируются потребности в создании адекватной модели управления, по крайней мере поддерживающей тот же уровень адаптации организации к внешней среде (в идеале - повышающей этот уровень). Отсутствие такой модели угрожает существованию организации в среднесрочном плане.

  На этапе дальнейшего развития организации актуальность приобретает вопрос управления внешней средой. Т.е. организацию уже не может удовлетворить только прогнозирование рынка; адаптация к внешней среде предусматривает уже и целенаправленное формирование внешней среды, управление ею. Заметим, что любая организация уже своим существованием формирует внешнюю для нее среду, оказывает влияние на те или иные ее факторы. На данном же этапе это влияние приобретает целенаправленный характер. Предпосылками такой возможности является достаточная ресурсообеспеченность, адекватная структура управления. Таким образом, данный этап развития характеризуется актуализацией проблем взаимодействия организации с внешней средой (необходимость разработки стратегий и методов ее изменения), актуализацией проблем управления (необходимость разработки новых управленческих технологий, обеспечивающих адаптацию организации к внешней среде, в новом ее понимании).

  Заметим, что модель управленческого консультирования может быть ограниченно применена для организации на разных этапах ее жизненного цикла:

  Так, на этапе создания предприятия социальный заказ на консультирование любого вида отсутствует.

  На этапе становления актуализированные потребности организации лежат вне рамок модели управленческого консультирования (хотя ресурсные возможности предприятия могут позволить финансировать консультационный проект).

  На этапе дальнейшего развития за рамки управленческого консультирования выходит существенный фактор жизнедеятельности организаций - управление внешней средой.

  Таким образом, существуют социальные предпосылки для построения концептуальной модели консультирования, дополняющей модель управленческого консультирования.

Страницы: 1, 2